структурное подразделение № 152

Азбука, я тебя знаю!

Консультация для родителей
Подготовила старший воспитатель Павлова Елена Николаевна
15.01.2016г.
 
Почему дети иногда с таким трудом запоминают буквы? Взрослые придумывают для них такие красочные буквари и кубики, а успех приходит не так быстро, как хочется!
Причина в том, что буква для малышанесколько абстрактное понятие. Особенно если рядом с ней на картинке нарисован предмет, с которым ребенок мало знаком. Например, автобус. Взрослым кажется, что все дети знают, что это такое. На самом деле для многих малышей автобус из букваря – все равно что строение атома на иллюстрации учебника физики. Малышам непросто бывает сопоставить рисованные автобусы с теми, которые они видят на улице. Да и увязать в сознании, что автобус – это буква А, сложно. Изображение предмета, конечно, помогает запомнить значение буквы. Но в памяти эта картинка остается как нечто, что существует рядом с буквой и совсем на нее не похоже. И когда малыш начинает читать, это мешает сосредоточиться.
Некоторые ученые пришли к выводу, что если сделать рисунок на картинке рядом с буквой похожим на нее, то связь становится абсолютно очевидной. А еще если поиграть с этой буквой, то забыть ее уже невозможно. Проведите эксперимент: нарисуйте и вырежьте большую печатную букву А. Затем покажите малышу фото с маленьким ребенком, который весело играет в кроватке, и скажите: «Это буква А. Ее знают даже маленькие. Они лежат в кроватке и кричат: «А-а-а!» Покричите вместе со своим ребенком. Он запомнит ее мгновенно. Во-первых, буква связана с очень хорошо знакомым малышу понятиемон и сам не так давно был грудничком. Во-вторых, во время урока с мамой он получает массу положительных эмоций. По такому принципу можно выучить все буквы. Любимая буква П обута в ботинки, и когда дети с ней знакомятся. Они слышат фразу: «Папа Пришел, Подарки ПринесНу как не полюбить такую букву! А самая веселая буква – Я. Потому что она любит то же, что и они. Спросите у ребенка: «Кто конфеты любитОн ответит: «Я!» - «А мультфильмы?» - «Я!» - «А гулять?» И вы вновь услышите: «Я!» Эту букву так и зовут. Покричите вместе: «Я-я-я-я-я!» Обучение пойдет очень быстро, потому что все образы, которые связаны с буквами, ребенку хорошо знакомы. Буква Ч похожа на чашку. Из нее можно пить и кефир, и молоко, и чай. На букву Н, как на катушку, можно наматывать  разноцветные нитки, а с буквой Л поздороваться, если вместо хвостика слева нарисовать ей развернутую для приветствия ладошку.
Образы букв каждый может придумать сам. Главное, чтобы они были близки и понятны малышу.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ. Выучили буквы? Чтобы идти дальше, надо убедиться, что этот урок хорошо усвоен. А для этого надо суметь назвать весь алфавит, следя глазами за указкой, максимум за 20 секунд. Здесь нет ничего сверхъестественного, и любому ребенку это по силам.
Если весь процесс изучения алфавита был связан у малыша только с положительными эмоциями, он с удовольствием примется за чтение. Теперь нужно научиться соединять буквы в слоги. Эти уроки могут происходить где угодно: и дома, и на улице. Достаточно лишь показать ребенку слог, например НА, и объяснить, что буквы умеют дружить. Когда Н встречает А – вместе получается НА. Главное, не нужно уныло повторять одно и то же, сидя перед азбукой. Покажите малышу, что вам нравится его слушать, и он удовольствием будет повторять и запоминать все, что вам нужно.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Искренне ответьте себе на вопрос, почему вы хотите научить ребенка читать. Если для того, чтобы он в будущем хорошо учился, лучше и быстрее запоминал информацию, тогда пора приступить к занятиям. А если для того, чтобы похвастаться перед подругами, то не стоит и начинать. Не торопитесь. У каждого ребенка свой темп навыков. Если вашему малышу неинтересно, отложите ненадолго азбуку. Малыш к ней еще не готов. Лучше переключиться на что-нибудь другое: рисование, спорт или обычные игры в куклы или машинки. И побольше читать ему вслух, задавать вопросы, требующие размышлений. Можно время от времени предлагать додумать слово, которого не хватает в предложении. Как в известной песенке: «На лугу пасется кто?» Специалисты утверждают, что такие упражнения позволяют развивать интеллект ребенка ускоренными темпами.
Обязательно хвалите своего ребенка даже за самые минимальные успехи. Только положительные эмоции могут привить ему любовь к чтению. Не прекращайте ежедневно читать малышу вслух. Даже когда он сам научится это делать. Это очень важно. Во-первых, еще не скоро он освоит навыки чтения настолько, чтобы телевизор перестал быть конкурентным источником информации. Во-вторых, для малышей чтение вслух – это прежде всего общение. Время, когда можно уютно устроиться у мамы или папы на коленях и послушать добрую сказку. Чтение становится самым приятным и полезнымспособом обмена эмоциями.