Развитие мышления ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду.

  • user warning: Table './ds152/cache_filter' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT data, created, headers, expire, serialized FROM cache_filter WHERE cid = '2:0bc84e52a64f2bc6cc5b83cd8d29f487' in /usr/var/www/dsmultisite/includes/cache.inc on line 26.
  • user warning: Table './ds152/cache_filter' is marked as crashed and should be repaired query: UPDATE cache_filter SET data = '<p>\n <span data-scayt_word=\"Дошкольный\" data-scaytid=\"1\">Дошкольный</span> <span data-scayt_word=\"возраст\" data-scaytid=\"2\">возраст</span> <span data-scayt_word=\"чрезвычайно\" data-scaytid=\"3\">чрезвычайно</span> <span data-scayt_word=\"важен\" data-scaytid=\"4\">важен</span> для <span data-scayt_word=\"последующего\" data-scaytid=\"5\">последующего</span> <span data-scayt_word=\"овладения\" data-scaytid=\"6\">овладения</span> <span data-scayt_word=\"человеком\" data-scaytid=\"7\">человеком</span> <span data-scayt_word=\"музыкальной\" data-scaytid=\"8\">музыкальной</span> <span data-scayt_word=\"культурой\" data-scaytid=\"10\">культурой</span>. <span data-scayt_word=\"Если\" data-scaytid=\"11\">Если</span> в <span data-scayt_word=\"процессе\" data-scaytid=\"12\">процессе</span> <span data-scayt_word=\"музыкальной\" data-scaytid=\"9\">музыкальной</span> <span data-scayt_word=\"деятельности\" data-scaytid=\"13\">деятельности</span> <span data-scayt_word=\"будет\" data-scaytid=\"14\">будет</span> <span data-scayt_word=\"развито\" data-scaytid=\"15\">развито</span> <span data-scayt_word=\"музыкально\" data-scaytid=\"16\">музыкально</span> - <span data-scayt_word=\"эстетическое\" data-scaytid=\"17\">эстетическое</span> <span data-scayt_word=\"сознание\" data-scaytid=\"18\">сознание</span> <span data-scayt_word=\"детей\" data-scaytid=\"19\">детей</span>, это <span data-scayt_word=\"не\" data-scaytid=\"20\">не</span> <span data-scayt_word=\"пройдет\" data-scaytid=\"21\">пройдет</span> <span data-scayt_word=\"бесследно\" data-scaytid=\"22\">бесследно</span> для <span data-scayt_word=\"развития\" data-scaytid=\"23\">развития</span> <span data-scayt_word=\"их\" data-scaytid=\"24\">их</span> <span data-scayt_word=\"мышления\" data-scaytid=\"25\">мышления</span>, &nbsp;<span data-scayt_word=\"духовного\" data-scaytid=\"26\">духовного</span> <span data-scayt_word=\"становления\" data-scaytid=\"27\">становления</span>.</p>\n<p>\n Приобретая в <span data-scayt_word=\"процессе\" data-scaytid=\"55\">процессе</span> <span data-scayt_word=\"музыкальной\" data-scaytid=\"57\">музыкальной</span> <span data-scayt_word=\"деятельности\" data-scaytid=\"59\">деятельности</span> определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в <span data-scayt_word=\"процессе\" data-scaytid=\"56\">процессе</span> музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков <span data-scayt_word=\"не\" data-scaytid=\"60\">не</span> являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ <span data-scayt_word=\"музыкальной\" data-scaytid=\"58\">музыкальной</span> и общей духовной культуры.</p>\n<p>\n Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.</p>\n<p>\n Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического</p>\n<p>\n мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и</p>\n<p>\n воспитателей.</p>\n<p>\n Так же важно чтобы педагог- музыкант в детском дошкольном учреждении</p>\n<p>\n подготовил&nbsp; музыкальную базу&nbsp; ребенка для дальнейшего его развития.</p>\n<p>\n &nbsp;</p>\n<p>\n Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры&nbsp; раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно,&nbsp; если</p>\n<p>\n музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта&nbsp; между ними.</p>\n<p>\n Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в&nbsp; музыкальном воспитании детей в целом.</p>\n<p>\n Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить&nbsp; у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально- хоровых навыков.&nbsp; Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, праздничные песни надо петь бодро, весело, а песню &laquo;Кошечка&raquo; Ан. Александрова - нежно, ласково. Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников</p>\n<p>\n необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и</p>\n<p>\n для поддержания внимания.</p>\n<p>\n В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им&nbsp; четырех свойств музыкального звука ( высоты, длительности, тембра и силы).</p>\n<p>\n Понимая проблему развития музыкального &nbsp;восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.</p>\n<p>\n Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,&nbsp; когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные вней, дети будут чувствовать&nbsp; и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.</p>\n<p>\n Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания &ndash; развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней.</p>\n<p>\n Каковы же приемы и методы, которыми располагает&nbsp; музыкант - педагог для того, чтобы воплотить в жизнь эту важнейшую задачу?</p>\n<p>\n Как известно,&nbsp; в педагогике существуют различные подходы&nbsp; к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы.</p>\n<p>\n В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной</p>\n<p>\n деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-</p>\n<p>\n образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так,</p>\n<p>\n восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея</p>\n<p>\n свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.</p>\n<p>\n Восприятие у ребенка&nbsp; и у взрослого в силу различного музыкального и</p>\n<p>\n жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.</p>\n<p>\n Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает &ndash; движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает &laquo;интонационный словарь&raquo; разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: &laquo;Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать&raquo;. Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.</p>\n<p>\n Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов &ndash; спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной</p>\n<p>\n культуры в целом.</p>\n<p>\n Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через</p>\n<p>\n музыкальное исполнительство &ndash; пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.</p>\n<p>\n Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность &ndash; бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза и т.д.)</p>\n<p>\n Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности&nbsp; (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.</p>\n<p>\n Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности.</p>\n<p>\n Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во&nbsp; внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к &laquo;натаскиванию&raquo;. Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.</p>\n<p>\n &nbsp;</p>\n<p>\n &nbsp;</p>\n<p>\n &nbsp;</p>\n', created = 1516180267, expire = 1516266667, headers = '', serialized = 0 WHERE cid = '2:0bc84e52a64f2bc6cc5b83cd8d29f487' in /usr/var/www/dsmultisite/includes/cache.inc on line 109.
  • warning: array_map() [function.array-map]: Argument #2 should be an array in /usr/var/www/dsmultisite/modules/system/system.module on line 1015.
  • warning: array_keys() [function.array-keys]: The first argument should be an array in /usr/var/www/dsmultisite/includes/theme.inc on line 1817.
  • warning: Invalid argument supplied for foreach() in /usr/var/www/dsmultisite/includes/theme.inc on line 1817.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для развития их мышления,  духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического

мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и

воспитателей.

Так же важно чтобы педагог- музыкант в детском дошкольном учреждении

подготовил  музыкальную базу  ребенка для дальнейшего его развития.

 

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно,  если

музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально- хоровых навыков.  Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, праздничные песни надо петь бодро, весело, а песню «Кошечка» Ан. Александрова - нежно, ласково. Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников

необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и

для поддержания внимания.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им  четырех свойств музыкального звука ( высоты, длительности, тембра и силы).

Понимая проблему развития музыкального  восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.

Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные вней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней.

Каковы же приемы и методы, которыми располагает  музыкант - педагог для того, чтобы воплотить в жизнь эту важнейшую задачу?

Как известно,  в педагогике существуют различные подходы  к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной

деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-

образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так,

восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея

свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие у ребенка  и у взрослого в силу различного музыкального и

жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной

культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через

музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности  (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во  внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.