Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников.

вс, 23/04/2023 - 22:18

Роль     и     возможности      общения,     как в образовательном,    так и     в     процессах интеллектуального       и     психического      развития дошкольников огромны.       Общение     позволяет ребёнку, через сравнение себя со сверстниками, выработать самооценку, найти своё место, что весьма часто бывает одной из главных проблем личности. Ведь коммуникабельность – одна из составляющих успешности. Навыки поведения начинают формироваться в раннем возрасте.

        Поведение зависит от суммы накопленных знаний, которые каждая личность пропускает через своё сознание. А оно, в свою очередь, определяет способ поведения.

        Признание за музыкальным мышлением функции общения, коммуникации, даёт повод рассматривать музыку как один из самых мощных информационных процессов, охватывающих, в принципе, всё общество. Существует мнение, что музыка не может считаться «языком… с чётко зафиксированным значением». Однако его отсутствие не мешает музыке выполнять основные языковые функции. А это значит, что музыка может и является одним из мощных средств общения, развития коммуникативных качеств ребёнка.  

 Для того чтобы влиять на формирование личности дошкольника, педагог должен уметь среди смен его настроений и различных проявлений характера, распознать лучшие для последующего закрепления, худшие – для нейтрализации в процессе восприятии музыки. 

Восприятие музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку чувствует по-разному. Можно сказать, что восприятие музыки носит личностно значимый смысл, который зависит от многих причин:  личного жизненного опыта  уровня развития образного мышления  общей культуры восприятия  уровня развития ситуативного мышления  уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик, как концентрированность и распределённость, переключаемость и др.

  • различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной и др.)
  • склада нервной системы, т.е. темперамента

        Важность и главная ценность музыки как вида искусства в том, что через её восприятие человек познаёт себя. Воспринимая музыку, ребёнок может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять напоказ. Посредством музыки ребёнок может приблизиться к пониманию чувств, которые он ещё не испытывал в жизни, но которые же готовы к пробуждению, однако пока невостребованные.

      Наука показала, что музыка, её выразительные средства, такие как динамика, темп, тембр голоса или инструмента, акценты, пульсации, последовательность аккордов, развитие мелодической линии могут воздействовать на частоту пульса и дыхания, биологические процессы в крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение или расслабление, что в комплексе определяет эмоциональное состояние, а порой и общее самочувствие слушателя.

        Проявления восприятия музыки могут быть различными:

 внутреннее подпевание, вызывающее

непроизвольное движение голосовых связок, настраивание дыхания к мелодической линии произведения

 покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирование рукой или ногой

 изменение     мимики (напряжение       или расслабление определённых мышц)

 подвижность глазных яблок, слёзы, улыбка (при слушании с закрытыми глазами)

        Эти и другие проявления восприятия музыки педагогам       необходимо        использовать     в     своей работе.

Как известно, слушать музыку – ещё не значит воспринимать её. Способность к восприятию музыки можно и нужно развивать у дошкольника, как на занятиях, так и при индивидуальной работе по  развитию  способностей. Ценность умения воспринимать музыку в том, что ребёнок чувствует произведение по-своему, обращаясь к своему внутреннему миру, в котором безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка не требует от ребёнка жизненного опыта и его подтверждения, весь арсенал её средств является для юного слушателя откровением и, возможно, истиной. Ребёнок воспринимает через музыку духовность и учится принимать её.  Музыка на групповых занятиях выступает как средство: общения, познания нового, развития общей культуры, развития духовности. Она способствует умению: сосредоточиться  выслушать другую точку зрения и высказать свою, вести спор.