Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду

  • user warning: Table './ds152/cache_filter' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT data, created, headers, expire, serialized FROM cache_filter WHERE cid = '2:0ab01218f6dcdc0dcac4c9d159e10a03' in /usr/var/www/dsmultisite/includes/cache.inc on line 26.
  • user warning: Table './ds152/cache_filter' is marked as crashed and should be repaired query: UPDATE cache_filter SET data = '<p align=\"center\">\n <strong><span data-scayt_word=\"Проблемы\" data-scaytid=\"1\">Проблемы</span> <span data-scayt_word=\"организации\" data-scaytid=\"2\">организации</span> <span data-scayt_word=\"игровой\" data-scaytid=\"3\">игровой</span> <span data-scayt_word=\"деятельности\" data-scaytid=\"4\">деятельности</span> <span data-scayt_word=\"детей\" data-scaytid=\"5\">детей</span> в <span data-scayt_word=\"современном\" data-scaytid=\"6\">современном</span> <span data-scayt_word=\"детском\" data-scaytid=\"7\">детском</span> <span data-scayt_word=\"саду\" data-scaytid=\"8\">саду</span></strong></p>\n<p>\n <br />\n &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; Д.В. <span data-scayt_word=\"Менджерицкая\" data-scaytid=\"9\">Менджерицкая</span></p>\n<p>\n <em><span data-scayt_word=\"Основной\" data-scaytid=\"14\">Основной</span> вид <span data-scayt_word=\"деятельности\" data-scaytid=\"10\">деятельности</span> <span data-scayt_word=\"детей\" data-scaytid=\"11\">детей</span> <span data-scayt_word=\"дошкольного\" data-scaytid=\"17\">дошкольного</span> <span data-scayt_word=\"возраста\" data-scaytid=\"18\">возраста</span>&nbsp;</em><em>&mdash;<span data-scayt_word=\"игра\" data-scaytid=\"19\">игра</span>, в <span data-scayt_word=\"процессе\" data-scaytid=\"21\">процессе</span> <span data-scayt_word=\"которой\" data-scaytid=\"22\">которой</span> <span data-scayt_word=\"развиваются\" data-scaytid=\"23\">развиваются</span> <span data-scayt_word=\"духовные\" data-scaytid=\"24\">духовные</span> и <span data-scayt_word=\"физические\" data-scaytid=\"25\">физические</span> <span data-scayt_word=\"силы\" data-scaytid=\"26\">силы</span> <span data-scayt_word=\"ребенка\" data-scaytid=\"27\">ребенка</span>: его <span data-scayt_word=\"внимание\" data-scaytid=\"28\">внимание</span>, <span data-scayt_word=\"память\" data-scaytid=\"29\">память</span>, <span data-scayt_word=\"воображение\" data-scaytid=\"30\">воображение</span>, <span data-scayt_word=\"дисциплинированность\" data-scaytid=\"31\">дисциплинированность</span>, <span data-scayt_word=\"лов­кость\" data-scaytid=\"32\">лов&shy;кость</span> и т. д. <span data-scayt_word=\"Кроме\" data-scaytid=\"33\">Кроме</span> <span data-scayt_word=\"того\" data-scaytid=\"34\">того</span>, <span data-scayt_word=\"игра\" data-scaytid=\"20\">игра</span>&nbsp;&mdash;&nbsp;это <span data-scayt_word=\"своеобразный\" data-scaytid=\"35\">своеобразный</span>, <span data-scayt_word=\"свойственный\" data-scaytid=\"36\">свойственный</span> <span data-scayt_word=\"дошкольному\" data-scaytid=\"37\">дошкольному</span> <span data-scayt_word=\"возрасту\" data-scaytid=\"38\">возрасту</span> <span data-scayt_word=\"способ\" data-scaytid=\"39\">способ</span> <span data-scayt_word=\"усвоения\" data-scaytid=\"40\">усвоения</span> <span data-scayt_word=\"общественного\" data-scaytid=\"41\">общественного</span> <span data-scayt_word=\"опыта\" data-scaytid=\"42\">опыта</span>.&#39;</em></p>\n<p>\n &nbsp;</p>\n<p>\n &nbsp;</p>\n<p>\n <span data-scayt_word=\"Игра\" data-scaytid=\"105\">Игра</span> <span data-scayt_word=\"представляет\" data-scaytid=\"106\">представляет</span> <span data-scayt_word=\"собой\" data-scaytid=\"107\">собой</span> <span data-scayt_word=\"особую\" data-scaytid=\"108\">особую</span> <span data-scayt_word=\"деятельность\" data-scaytid=\"109\">деятельность</span>, <span data-scayt_word=\"которая\" data-scaytid=\"110\">которая</span> <span data-scayt_word=\"рас­цветает\" data-scaytid=\"111\">рас&shy;цветает</span> в <span data-scayt_word=\"детские\" data-scaytid=\"112\">детские</span> <span data-scayt_word=\"годы\" data-scaytid=\"113\">годы</span> и <span data-scayt_word=\"сопровождает\" data-scaytid=\"114\">сопровождает</span> <span data-scayt_word=\"человека\" data-scaytid=\"115\">человека</span> <span data-scayt_word=\"на\" data-scaytid=\"116\">на</span> <span data-scayt_word=\"протяже­нии\" data-scaytid=\"117\">протяже&shy;нии</span> <span data-scayt_word=\"всей\" data-scaytid=\"118\">всей</span> его <span data-scayt_word=\"жизни\" data-scaytid=\"119\">жизни</span>. <span data-scayt_word=\"Неудивительно\" data-scaytid=\"120\">Неудивительно</span>, что <span data-scayt_word=\"проблема\" data-scaytid=\"121\">проблема</span> <span data-scayt_word=\"игры\" data-scaytid=\"122\">игры</span> <span data-scayt_word=\"при­влекала\" data-scaytid=\"123\">при&shy;влекала</span> и <span data-scayt_word=\"привлекает\" data-scaytid=\"124\">привлекает</span> к <span data-scayt_word=\"себе\" data-scaytid=\"125\">себе</span> <span data-scayt_word=\"внимание\" data-scaytid=\"43\">внимание</span> <span data-scayt_word=\"исследователей\" data-scaytid=\"127\">исследователей</span>, <span data-scayt_word=\"причем\" data-scaytid=\"128\">причем</span> <span data-scayt_word=\"не\" data-scaytid=\"129\">не</span> <span data-scayt_word=\"только\" data-scaytid=\"130\">только</span> <span data-scayt_word=\"педагогов\" data-scaytid=\"131\">педагогов</span> и <span data-scayt_word=\"психологов\" data-scaytid=\"132\">психологов</span>, <span data-scayt_word=\"но\" data-scaytid=\"133\">но</span> и <span data-scayt_word=\"философов\" data-scaytid=\"134\">философов</span>, <span data-scayt_word=\"социоло­гов\" data-scaytid=\"135\">социоло&shy;гов</span>, <span data-scayt_word=\"этнографов\" data-scaytid=\"136\">этнографов</span>, <span data-scayt_word=\"биологов\" data-scaytid=\"137\">биологов</span>.</p>\n<p>\n <span data-scayt_word=\"Существует\" data-scaytid=\"138\">Существует</span> <span data-scayt_word=\"целый\" data-scaytid=\"139\">целый</span> ряд <span data-scayt_word=\"теорий\" data-scaytid=\"140\">теорий</span>, <span data-scayt_word=\"которые\" data-scaytid=\"141\">которые</span> <span data-scayt_word=\"рассматривают\" data-scaytid=\"142\">рассматривают</span> <span data-scayt_word=\"игру\" data-scaytid=\"143\">игру</span> с <span data-scayt_word=\"двух\" data-scaytid=\"144\">двух</span> <span data-scayt_word=\"точек\" data-scaytid=\"145\">точек</span> <span data-scayt_word=\"зрения\" data-scaytid=\"146\">зрения</span>:</p>\n<p>\n &bull; <span data-scayt_word=\"игра\" data-scaytid=\"74\">игра</span> как <span data-scayt_word=\"деятельность\" data-scaytid=\"148\">деятельность</span>, в <span data-scayt_word=\"которой\" data-scaytid=\"75\">которой</span> <span data-scayt_word=\"ребенок\" data-scaytid=\"150\">ребенок</span> <span data-scayt_word=\"развивается\" data-scaytid=\"151\">развивается</span> <span data-scayt_word=\"целостно\" data-scaytid=\"152\">целостно</span>, <span data-scayt_word=\"гармонично\" data-scaytid=\"153\">гармонично</span>, <span data-scayt_word=\"всесторонне\" data-scaytid=\"154\">всесторонне</span>;</p>\n<p>\n &bull; <span data-scayt_word=\"игра\" data-scaytid=\"222\">игра</span> как <span data-scayt_word=\"средство\" data-scaytid=\"240\">средство</span> <span data-scayt_word=\"приобретения\" data-scaytid=\"241\">приобретения</span> и <span data-scayt_word=\"проработки\" data-scaytid=\"242\">проработки</span> <span data-scayt_word=\"знаний\" data-scaytid=\"243\">знаний</span>.</p>\n<p>\n В <span data-scayt_word=\"настоящее\" data-scaytid=\"244\">настоящее</span> <span data-scayt_word=\"время\" data-scaytid=\"245\">время</span> <span data-scayt_word=\"общепризнано\" data-scaytid=\"246\">общепризнано</span>, что <span data-scayt_word=\"игра\" data-scaytid=\"223\">игра</span> <span data-scayt_word=\"является\" data-scaytid=\"247\">является</span> <span data-scayt_word=\"веду­щей\" data-scaytid=\"249\">веду&shy;щей</span> <span data-scayt_word=\"деятельностью\" data-scaytid=\"250\">деятельностью</span> <span data-scayt_word=\"ребенка\" data-scaytid=\"225\">ребенка</span> <span data-scayt_word=\"дошкольного\" data-scaytid=\"227\">дошкольного</span> <span data-scayt_word=\"возраста\" data-scaytid=\"229\">возраста</span>. <span data-scayt_word=\"Напомню\" data-scaytid=\"260\">Напомню</span>, что <span data-scayt_word=\"психолог\" data-scaytid=\"261\">психолог</span> А.Н. <span data-scayt_word=\"Леонтьев\" data-scaytid=\"262\">Леонтьев</span> <span data-scayt_word=\"считал\" data-scaytid=\"263\">считал</span> <span data-scayt_word=\"ведущей\" data-scaytid=\"264\">ведущей</span> <span data-scayt_word=\"деятельностью\" data-scaytid=\"251\">деятельностью</span> <span data-scayt_word=\"та­кую\" data-scaytid=\"267\">та&shy;кую</span>, <span data-scayt_word=\"которая\" data-scaytid=\"232\">которая</span> <span data-scayt_word=\"оказывает\" data-scaytid=\"269\">оказывает</span> в <span data-scayt_word=\"данный\" data-scaytid=\"270\">данный</span> <span data-scayt_word=\"возрастной\" data-scaytid=\"271\">возрастной</span> <span data-scayt_word=\"период\" data-scaytid=\"272\">период</span> <span data-scayt_word=\"особое\" data-scaytid=\"273\">особое</span> <span data-scayt_word=\"воздействие\" data-scaytid=\"274\">воздействие</span> <span data-scayt_word=\"на\" data-scaytid=\"233\">на</span> <span data-scayt_word=\"развитие\" data-scaytid=\"276\">развитие</span> <span data-scayt_word=\"ребенка\" data-scaytid=\"226\">ребенка</span>. Для <span data-scayt_word=\"детей\" data-scaytid=\"234\">детей</span> <span data-scayt_word=\"раннего\" data-scaytid=\"279\">раннего</span> <span data-scayt_word=\"возраста\" data-scaytid=\"230\">возраста</span> <span data-scayt_word=\"ведущей\" data-scaytid=\"265\">ведущей</span> <span data-scayt_word=\"является\" data-scaytid=\"248\">является</span> <span data-scayt_word=\"предметная\" data-scaytid=\"280\">предметная</span> <span data-scayt_word=\"деятельность\" data-scaytid=\"236\">деятельность</span>, для <span data-scayt_word=\"детей\" data-scaytid=\"235\">детей</span> <span data-scayt_word=\"младшего\" data-scaytid=\"282\">младшего</span> и <span data-scayt_word=\"старшего\" data-scaytid=\"283\">старшего</span> <span data-scayt_word=\"дошкольного\" data-scaytid=\"228\">дошкольного</span> <span data-scayt_word=\"возраста\" data-scaytid=\"231\">возраста</span> <span data-scayt_word=\"ведущей\" data-scaytid=\"266\">ведущей</span> <span data-scayt_word=\"деятельностью\" data-scaytid=\"252\">деятельностью</span> <span data-scayt_word=\"ста­новится\" data-scaytid=\"284\">ста&shy;новится</span> <span data-scayt_word=\"игра\" data-scaytid=\"224\">игра</span>.</p>\n<p>\n &bull;&nbsp;<strong><em><span data-scayt_word=\"Развивающий\" data-scaytid=\"382\">Развивающий</span> <span data-scayt_word=\"характер\" data-scaytid=\"383\">характер</span>&nbsp;</em></strong><span data-scayt_word=\"игры\" data-scaytid=\"333\">игры</span> <span data-scayt_word=\"заключается\" data-scaytid=\"385\">заключается</span> в том, что она <span data-scayt_word=\"выдвигает\" data-scaytid=\"386\">выдвигает</span> ряд <span data-scayt_word=\"требований\" data-scaytid=\"387\">требований</span> к <span data-scayt_word=\"ребенку\" data-scaytid=\"388\">ребенку</span>:</p>\n<p>\n &bull;&nbsp;<em><span data-scayt_word=\"Первое\" data-scaytid=\"389\">Первое</span> <span data-scayt_word=\"требование\" data-scaytid=\"390\">требование</span>,&nbsp;</em><span data-scayt_word=\"обращенное\" data-scaytid=\"405\">обращенное</span> к <span data-scayt_word=\"ребенку\" data-scaytid=\"391\">ребенку</span> <span data-scayt_word=\"со\" data-scaytid=\"407\">со</span> <span data-scayt_word=\"стороны\" data-scaytid=\"408\">стороны</span> <span data-scayt_word=\"сюжетно-ролевой\" data-scaytid=\"409\">сюжетно-ролевой</span> <span data-scayt_word=\"игры\" data-scaytid=\"392\">игры</span>, &mdash; это <span data-scayt_word=\"действие\" data-scaytid=\"412\">действие</span> в <span data-scayt_word=\"воображаемом\" data-scaytid=\"413\">воображаемом</span> <span data-scayt_word=\"плане\" data-scaytid=\"414\">плане</span>. <span data-scayt_word=\"Этот\" data-scaytid=\"416\">Этот</span> <span data-scayt_word=\"момент\" data-scaytid=\"417\">момент</span> <span data-scayt_word=\"отмечается\" data-scaytid=\"418\">отмечается</span> <span data-scayt_word=\"всеми\" data-scaytid=\"419\">всеми</span> <span data-scayt_word=\"исследователями\" data-scaytid=\"420\">исследователями</span> <span data-scayt_word=\"игры\" data-scaytid=\"393\">игры</span>, <span data-scayt_word=\"хотя\" data-scaytid=\"421\">хотя</span> и <span data-scayt_word=\"получает\" data-scaytid=\"422\">получает</span> <span data-scayt_word=\"разные\" data-scaytid=\"423\">разные</span> <span data-scayt_word=\"названия\" data-scaytid=\"424\">названия</span>. <span data-scayt_word=\"Необходимость\" data-scaytid=\"425\">Необходимость</span> <span data-scayt_word=\"действовать\" data-scaytid=\"426\">действовать</span> в <span data-scayt_word=\"во­ображаемом\" data-scaytid=\"427\">во&shy;ображаемом</span> <span data-scayt_word=\"плане\" data-scaytid=\"415\">плане</span> <span data-scayt_word=\"ведет\" data-scaytid=\"428\">ведет</span> к <span data-scayt_word=\"развитию\" data-scaytid=\"429\">развитию</span> у <span data-scayt_word=\"детей\" data-scaytid=\"394\">детей</span> <span data-scayt_word=\"символической\" data-scaytid=\"431\">символической</span> <span data-scayt_word=\"функции\" data-scaytid=\"432\">функции</span> <span data-scayt_word=\"мышления\" data-scaytid=\"433\">мышления</span>, <span data-scayt_word=\"формированию\" data-scaytid=\"434\">формированию</span> <span data-scayt_word=\"плана\" data-scaytid=\"435\">плана</span> <span data-scayt_word=\"представлений\" data-scaytid=\"436\">представлений</span>, <span data-scayt_word=\"построению\" data-scaytid=\"437\">построению</span> <span data-scayt_word=\"воображаемой\" data-scaytid=\"438\">воображаемой</span> <span data-scayt_word=\"ситуации\" data-scaytid=\"439\">ситуации</span>.</p>\n<p>\n &bull;&nbsp;<em><span data-scayt_word=\"Второе\" data-scaytid=\"475\">Второе</span> <span data-scayt_word=\"требование\" data-scaytid=\"399\">требование</span> &mdash;&nbsp;</em><span data-scayt_word=\"умение\" data-scaytid=\"477\">умение</span> <span data-scayt_word=\"ребенка\" data-scaytid=\"400\">ребенка</span> <span data-scayt_word=\"определенным\" data-scaytid=\"480\">определенным</span> <span data-scayt_word=\"об­разом\" data-scaytid=\"481\">об&shy;разом</span> <span data-scayt_word=\"ориентироваться\" data-scaytid=\"482\">ориентироваться</span> в <span data-scayt_word=\"системе\" data-scaytid=\"483\">системе</span> <span data-scayt_word=\"человеческих\" data-scaytid=\"484\">человеческих</span> <span data-scayt_word=\"взаимоотноше­ний\" data-scaytid=\"485\">взаимоотноше&shy;ний</span>, так как <span data-scayt_word=\"игра\" data-scaytid=\"402\">игра</span> <span data-scayt_word=\"направлена\" data-scaytid=\"487\">направлена</span> <span data-scayt_word=\"именно\" data-scaytid=\"488\">именно</span> <span data-scayt_word=\"на\" data-scaytid=\"403\">на</span> <span data-scayt_word=\"их\" data-scaytid=\"490\">их</span> <span data-scayt_word=\"воспроизведение\" data-scaytid=\"491\">воспроизведение</span>. <span data-scayt_word=\"Основное\" data-scaytid=\"492\">Основное</span> <span data-scayt_word=\"содержание\" data-scaytid=\"493\">содержание</span> <span data-scayt_word=\"взаимоотношений\" data-scaytid=\"495\">взаимоотношений</span>, <span data-scayt_word=\"которое\" data-scaytid=\"496\">которое</span> <span data-scayt_word=\"моделиру­ется\" data-scaytid=\"497\">моделиру&shy;ется</span> в <span data-scayt_word=\"игре\" data-scaytid=\"498\">игре</span>, <span data-scayt_word=\"состоит\" data-scaytid=\"499\">состоит</span> в <span data-scayt_word=\"различных\" data-scaytid=\"500\">различных</span> <span data-scayt_word=\"комбинациях\" data-scaytid=\"501\">комбинациях</span> <span data-scayt_word=\"соподчинения\" data-scaytid=\"502\">соподчинения</span> <span data-scayt_word=\"социальных\" data-scaytid=\"503\">социальных</span> <span data-scayt_word=\"ролей\" data-scaytid=\"504\">ролей</span>. <span data-scayt_word=\"Именно\" data-scaytid=\"505\">Именно</span> это <span data-scayt_word=\"содержание\" data-scaytid=\"494\">содержание</span> <span data-scayt_word=\"представляет\" data-scaytid=\"404\">представляет</span> <span data-scayt_word=\"со­бой\" data-scaytid=\"507\">со&shy;бой</span> в <span data-scayt_word=\"первую\" data-scaytid=\"508\">первую</span> <span data-scayt_word=\"очередь\" data-scaytid=\"509\">очередь</span> <span data-scayt_word=\"предмет\" data-scaytid=\"510\">предмет</span> <span data-scayt_word=\"освоения\" data-scaytid=\"511\">освоения</span> для <span data-scayt_word=\"ребенка\" data-scaytid=\"401\">ребенка</span>.</p>\n<p>\n &bull;&nbsp;<em>Третье <span data-scayt_word=\"требование\" data-scaytid=\"512\">требование</span>&nbsp;</em>&mdash; формирование реальных взаимоот&shy;ношений между играющими детьми. Совместная <span data-scayt_word=\"игра\" data-scaytid=\"513\">игра</span> невоз&shy;можна без согласования действий. В <span data-scayt_word=\"процессе\" data-scaytid=\"514\">процессе</span> такого согласо&shy;вания у <span data-scayt_word=\"детей\" data-scaytid=\"515\">детей</span> <span data-scayt_word=\"развиваются\" data-scaytid=\"516\">развиваются</span> &laquo;качества общественности&raquo;, по терминологии А.П. Усовой, т. е. качества, обеспечивающие оп&shy;ределенный уровень общения.</p>\n<p>\n В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.</p>\n<p>\n Кроме этого, имеются экспериментальные данные о раз&shy;витии в игре&nbsp;<em>произвольного управления поведением,</em>начальных форм&nbsp;<em>преднамеренного запоминания, активности, организован&shy;ности.&nbsp;</em>Также общепризнано, что в игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотноше&shy;ниях взрослых и др.</p>\n<p>\n Итак, мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дош&shy;кольном учреждении неэффективно вне игры.</p>\n<p>\n И тем не менее мы вынуждены констатировать, что игра &laquo;уходит&raquo; из детского сада, дети практически не играют. И при&shy;чин тому несколько.</p>\n<p>\n &bull; У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без ко&shy;торых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.</p>\n<p>\n Игра &mdash; отображение жизни взрослых людей: играя, ре&shy;бенок подражает им, моделирует разнообразные социокультур&shy;ные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели крупных городов, в частности Москвы, столкну&shy;лись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе &laquo;Сведения о родителях&raquo; появляются загадочные аббревиатуры, а в графе &laquo;должность&raquo; &mdash; риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закрой&shy;щика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.</p>\n<p>\n &bull; Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.</p>\n<p>\n Также одной из веских причин ухода игры из ДОУ является наше желание &laquo;угодить&raquo; родителям, в результате чего педагоги только и делают, что &laquo;занимаются&raquo; с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практи&shy;чески не остается. При этом употребляется такая расхожая фра&shy;за, как &laquo;социальный заказ&raquo;. По сути дела, этот пресловутый социальный заказ используется многими как отговорка, дик&shy;туемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.</p>\n<p>\n А между тем время на игру в ДОУ есть &mdash; это заложено в нормативных документах, являющихся для нас основополага&shy;ющими, в частности в инструктивно-методическом письме &laquo;О гигиенических требованиях...&raquo;, в новых СанПиНах.</p>\n<p>\n Другая проблема &mdash; восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно<strong data-temp=\"true\">руководить</strong>детской игрой.</p>\n<p>\n В настоящее время существуют три основных метода руко&shy;водства играми детей.</p>\n<p>\n <strong>Первый метод</strong>руководства сюжетными играми детей раз&shy;работан Д.В. Менджерицкой. По ее мнению,&nbsp;<em>основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре&nbsp;</em>-<strong data-temp=\"true\"><em>влияние</em></strong><strong><em> на ее содержание,&nbsp;</em></strong>т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.</p>\n<p>\n <strong>Второй метод</strong>- метод формирования игры как деятельнос&shy;ти &mdash; принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.</p>\n<p>\n <em>Первый принцип&nbsp;</em>организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяю&shy;щим &laquo;втягивание&raquo; детей в игру, является сам характер поведе&shy;ния взрослого. Это должна быть позиция &laquo;играющего партне&shy;ра&raquo;, с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее.</p>\n<p>\n <em>Второй принцип:&nbsp;</em>воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возраст&shy;ном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы деть&shy;ми сразу &laquo;открывался&raquo; и усваивался новый, более сложный способ ее построения.</p>\n<p>\n <em>Третий принцип:&nbsp;</em>начиная с раннего возраста и далее на каж&shy;дом этапе дошкольного детства необходимо при формирова&shy;нии игровых умений одновременно ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам &mdash; взрослому или сверстнику.</p>\n<p>\n Сформулированные выше принципы организации сюжет&shy;ной игры направлены на формирование у детей игровых спо&shy;собностей, умений, которые позволят им развертывать са&shy;мостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.</p>\n<p>\n <strong>Третий метод</strong>организации самостоятельной сюжетной игры получил название&nbsp;<strong>метода комплексного руководства игрой.</strong>Он был предложен Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой. (См. схему)</p>\n<p>\n В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи сле&shy;дующих педагогических условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды; активизирующее общение педагога с детьми в процессе самой игры.</p>\n<p>\n &nbsp;</p>\n<p>\n <strong>1.&nbsp;<em>Планомерное обогащение опыта детей.&nbsp;</em>В</strong>быту, на заняти&shy;ях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач ре&shy;бенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обо&shy;гащения ее содержания.</p>\n<p>\n 2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действитель&shy;ности в игре используются&nbsp;<strong><em>обучающие игры&nbsp;</em></strong>(дидактические, театральные и др.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.</p>\n<p>\n 3.&nbsp;<strong><em>Своевременное изменение игровой среды,</em></strong>&nbsp;подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают до&shy;школьников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изме&shy;нять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.</p>\n<p>\n 4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их&nbsp;<strong><em>общение со взрослым</em></strong>&nbsp;во время игрового процесса. Общение дол&shy;жно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.</p>\n<p>\n Все компоненты комплексного руководства формировани&shy;ем игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с деть&shy;ми разного возраста. Достигнутый в результате такого руковод&shy;ства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможнос&shy;ти своих воспитанников.</p>\n<p>\n Рассмотрев три подхода к руководству игрой дошкольни&shy;ков, необходимо сделать следующие выводы:</p>\n<p>\n &bull; Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми &laquo;сверху&raquo; тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным &laquo;языком&raquo; игры &mdash; общими способами ее осуще&shy;ствления, увеличивающими свободу творческой реализа&shy;ции его собственных замыслов.</p>\n<p>\n Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятель&shy;ностью детей.</p>\n<p align=\"center\">\n <strong>Время для игры в дошкольном учреждении</strong></p>\n<p>\n Для развития игровой деятельности необходимо выполне&shy;ние нескольких условий: создание предметно-развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и про&shy;фессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невоз&shy;можно развитие творческой самодеятельной игры детей.</p>\n<p>\n Как уже говорилось о том, что одной из причин &laquo;ухода&raquo; игры из детского сада является стремление пе&shy;дагогов максимально приблизить воспитательно-образователь&shy;ный процесс в дошкольном учреждении к &laquo;школьной&raquo; моде&shy;ли. Основное время и внимание педагоги уделяют занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении для развития детей. &laquo;На игру у нас нет времени! Его катастрофически не хватает!&raquo; &mdash; говорят воспитатели.</p>\n<p>\n Это не так. Время на игру есть. Оно заложено в любой ком&shy;плексной программе дошкольного воспитания. Проанализи&shy;ровав программы и предлагаемые в них режимы дня, а также инструктивно-методическое письмо &laquo;О гигиенических требо&shy;ваниях...&raquo; и новые СанПиНы, мы пришли к выводу, что в ре&shy;жиме дня детей в детском саду время на игру отведено. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески по&shy;ощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помо&shy;гая детям освоить новые способы игры.</p>\n<p>\n &nbsp;</p>\n<p>\n &nbsp;</p>\n', created = 1516179806, expire = 1516266206, headers = '', serialized = 0 WHERE cid = '2:0ab01218f6dcdc0dcac4c9d159e10a03' in /usr/var/www/dsmultisite/includes/cache.inc on line 109.
  • warning: array_map() [function.array-map]: Argument #2 should be an array in /usr/var/www/dsmultisite/modules/system/system.module on line 1015.
  • warning: array_keys() [function.array-keys]: The first argument should be an array in /usr/var/www/dsmultisite/includes/theme.inc on line 1817.
  • warning: Invalid argument supplied for foreach() in /usr/var/www/dsmultisite/includes/theme.inc on line 1817.

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду


                                                                                                                                                                                                                              Д.В. Менджерицкая

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лов­кость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.'

 

 

Игра представляет собой особую деятельность, которая рас­цветает в детские годы и сопровождает человека на протяже­нии всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры при­влекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социоло­гов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;

игра как средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнано, что игра является веду­щей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Напомню, что психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью та­кую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью ста­новится игра.

• Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:

• Первое требованиеобращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, — это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в во­ображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

• Второе требование — умение ребенка определенным об­разом ориентироваться в системе человеческих взаимоотноше­ний, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделиру­ется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет со­бой в первую очередь предмет освоения для ребенка.

• Третье требование — формирование реальных взаимоот­ношений между играющими детьми. Совместная игра невоз­можна без согласования действий. В процессе такого согласо­вания у детей развиваются «качества общественности», по терминологии А.П. Усовой, т. е. качества, обеспечивающие оп­ределенный уровень общения.

В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.

Кроме этого, имеются экспериментальные данные о раз­витии в игре произвольного управления поведением,начальных форм преднамеренного запоминания, активности, организован­ности. Также общепризнано, что в игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотноше­ниях взрослых и др.

Итак, мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дош­кольном учреждении неэффективно вне игры.

И тем не менее мы вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И при­чин тому несколько.

• У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без ко­торых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.

Игра — отображение жизни взрослых людей: играя, ре­бенок подражает им, моделирует разнообразные социокультур­ные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели крупных городов, в частности Москвы, столкну­лись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» — риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закрой­щика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.

• Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

Также одной из веских причин ухода игры из ДОУ является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практи­чески не остается. При этом употребляется такая расхожая фра­за, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный заказ используется многими как отговорка, дик­туемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.

А между тем время на игру в ДОУ есть — это заложено в нормативных документах, являющихся для нас основополага­ющими, в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях...», в новых СанПиНах.

Другая проблема — восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотноруководитьдетской игрой.

В настоящее время существуют три основных метода руко­водства играми детей.

Первый методруководства сюжетными играми детей раз­работан Д.В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре -влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод- метод формирования игры как деятельнос­ти — принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяю­щим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведе­ния взрослого. Это должна быть позиция «играющего партне­ра», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возраст­ном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы деть­ми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каж­дом этапе дошкольного детства необходимо при формирова­нии игровых умений одновременно ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Сформулированные выше принципы организации сюжет­ной игры направлены на формирование у детей игровых спо­собностей, умений, которые позволят им развертывать са­мостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Третий методорганизации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой.Он был предложен Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой. (См. схему)

В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи сле­дующих педагогических условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды; активизирующее общение педагога с детьми в процессе самой игры.

 

1. Планомерное обогащение опыта детей. Вбыту, на заняти­ях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач ре­бенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обо­гащения ее содержания.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действитель­ности в игре используются обучающие игры (дидактические, театральные и др.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.

3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают до­школьников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изме­нять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым во время игрового процесса. Общение дол­жно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Все компоненты комплексного руководства формировани­ем игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с деть­ми разного возраста. Достигнутый в результате такого руковод­ства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможнос­ти своих воспитанников.

Рассмотрев три подхода к руководству игрой дошкольни­ков, необходимо сделать следующие выводы:

• Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуще­ствления, увеличивающими свободу творческой реализа­ции его собственных замыслов.

Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятель­ностью детей.

Время для игры в дошкольном учреждении

Для развития игровой деятельности необходимо выполне­ние нескольких условий: создание предметно-развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и про­фессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невоз­можно развитие творческой самодеятельной игры детей.

Как уже говорилось о том, что одной из причин «ухода» игры из детского сада является стремление пе­дагогов максимально приблизить воспитательно-образователь­ный процесс в дошкольном учреждении к «школьной» моде­ли. Основное время и внимание педагоги уделяют занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении для развития детей. «На игру у нас нет времени! Его катастрофически не хватает!» — говорят воспитатели.

Это не так. Время на игру есть. Оно заложено в любой ком­плексной программе дошкольного воспитания. Проанализи­ровав программы и предлагаемые в них режимы дня, а также инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требо­ваниях...» и новые СанПиНы, мы пришли к выводу, что в ре­жиме дня детей в детском саду время на игру отведено. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески по­ощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помо­гая детям освоить новые способы игры.