структурное подразделение № 152

Адаптация детей в детском саду

 

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

 

            Дети приходят в жизнь беспомощными. Чтобы жить и расти, чтобы развиваться им необходимы любовь и участие взрослого. Такими взрослыми, обеспечивающими удовлетворение потребности ребенка в любви и заботе, в норме становятся его родители. До 4 -–5 лет оптимальная среда развития ребенка – это семья. После 4 лет дети начинают проявлять активный интерес к сверстникам, но и для этих детей было бы лучше проводить в детских группах не более половины дня.

           Нужно отдавать себе отчет в том, что пребывание детей 2 – 3 лет в детском саду необходимость, но не благо для детей. Маленькому ребенку нужны индивидуальная ласка, забота. Именно по этому в группе должно быть не более 15 – 20 детей. Маленький ребенок это великое чудо, это вечная загадка, это мост в наше собственное прошлое и будущее одновременно.

               В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, он перенесет сильное стрессовое переживание. Для малыша разлука с мамой – большое испытание, ведь в мире ребенка мама как солнце в нашем взрослом мире. Ребенка разлучают с солнцем, а от нас требуется почувствовать и понять эту боль.

             Для маленького ребенка переход к пребыванию в детском саду оказывается серьезным испытанием. Он впервые один, без мамы, которая всегда о нем позаботится и защитит его, с незнакомыми взрослыми людьми, в новой обстановке и в большом, для него – очень большом коллективе других, тоже совершенно незнакомых детей. Даже взрослый человек, попадая в такую ситуацию, чувствует себя не совсем уютно. Тем более – малыш, который еще в значительной степени беспомощен, беззащитен и зависим от взрослых. Здесь важно дать возможность ребенку дать возможность постепенно привыкнуть и к новой обстановке, и к новым людям и к другим детям.

             Поэтому в детском саду принято в первый месяц пребывания ребенка в детском саду устанавливать особый режим для него.

             Мы просим Вас начать водить Вашего малыша в детский сад не менее чем за месяц до того, как Вы должны будете выйти на работу, для того, чтобы иметь возможность постепенно увеличивать длительность пребывания ребенка в детском саду, чтобы на первых порах Вы могли побыть в группе вместе с ним. Для воспитателей, работающих в группе, это дополнительная нагрузка, однако мы идем на это, чтобы обеспечить «вхождение» ребенка в жизнь детского сада без нервно – психологических травм и перегрузок. Мы просим и Вас со своей стороны отнестись к этому вопросу очень серьезно.

                 Чем старше ребенок, тем менее явными будут проявления стресса и тем больше Вы сможете взывать к его разуму и сознанию. Однако стратегия поведения по отношению к вновь пришедшему ребенку в целом остается единой. Вот ее основные моменты:

 

1.    Постарайтесь дать возможность ребенку привыкать к детскому саду постепенно. Увеличивайте время его пребывания в детском саду от 1 – 2 часа до полного дня в течение 3 – 4 недель.

 

2.    Первую неделю пребывание в детском саду желательно вместе с мамой.

     В течение этой недели мы предлагаем родителям приводить ребенка к

     концу завтрака уже накормленного и провести с ним все время вместе в

     группе, гулять с ним вместе с другими детьми и забрать, не обедая.

 

В течение второй недели то время ребенок проводит в детском саду, но уже один, без мамы. Поначалу следует избегать таких моментов, как кормление и укладывание спать. Это наиболее стрессовые ситуации для ребенка в детском саду, и поначалу необходимо дать ребенку возможность привыкнуть к обстановке, персоналу и другим детям.

 

В течение третьей недели ребенок привыкает обедать в детском саду, и в  течение четвертой – спать.

 

Такой порядок необходим, так как в период адаптации ребенка к детскому саду его организм ослаблен, он становится очень подвержен простудным заболеваниям. Если сразу привести малыша и оставить его на целый день, к концу первой недели большинство детей заболевают. Это происходит не потому, что их простужают или в группе есть источники инфекции – это результат сильнейшего нервного перенапряжения. За время болезни ребенок отвыкает от садика и все начинается сначала. Неделю ребенок ходит – две болеет. Многие дети очень быстро понимают, что болезнь – способ избежать садика и начинают даже симулировать. В садик же они не хотят идти не потому, что здесь очень плохо, а потому, что они не привыкли, потому что, конечно, же, они хотели бы, чтобы рядом всегда была мама.   

 

3.    Первые контакты воспитателя с ребенком должны быть контактами помощи.

 

4.    В еде ни в чем не настаивать. Соблюдать четкие ритуалы укладывания детей спать.

 

5.    Позволяйте детям иметь свои вещи, любимые игрушки, принесенные из дома, лакомство в карманах, к которым они имеют свободный доступ.

 

6.    Заранее в разговоре с воспитателем расскажите как можно больше об особенностях и привычках своего ребенка.

 

7.    Старайтесь вместе с воспитателем предложить ребенку интересное занятие и поучаствуйте в нем.

 

8.    Помогайте совместно с воспитателем своему ребенку включится в игры других детей.

 

9.    Будьте ласковыми с ребенком.

 

10.          Воспитатель старается создать уютную и теплую обстановку в группе.

 

11.          Желательно в адаптационный период давать малышу как можно больше витаминов, свежих фруктов и овощей, соков.

 

             Таким образом, переход к пребыванию в детском саду является сильной стрессовой ситуацией для ребенка. Важнейшими факторами, определяющими ее напряженность для ребенка, являются:

-         разлука с матерью,

-         резкое изменение окружающей обстановки,

-         необходимость существования в большом коллективе детей – сверстников.

 

          Поэтому очень важно дать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новой для него обстановке. В среднем для этого необходим один месяц специальной работы педагогического коллектива детского сада и родителей.