структурное подразделение № 152

Почему дети не слушаются взрослых

Почему дети не слушаются взрослых  

 Для малышей речь — более слабый побудитель и регулятор поведения, нежели непосредственно воспринимаемые раздражители и двигательные стереотипы. Внешняя наглядная ситуация и сложившиеся двигательные стереотипы не позволяют им подчинить свои действия речи. Речевая регуляция возможна лишь в тех случаях, когда слова не вступают в конфликт с непосредственным восприятием или с инертными стереотипами, причем наглядный образ оказывается слабее двигательного. Так, в одном из наших исследований мы на глазах ребенка несколько раз прятали монетку под чашку, а он ее доставал. Ту же монетку переставляли под другую чашку, однако малыш продолжал тянуться к первой чашке. Дело в том, что после закрепления определенной двигательной реакции не только слово, но и новый зрительный образ не могут преодолеть инерции двигательного стереотипа. А слово может воздействовать на поведение ребенка только в тех случаях, если ничто не отвлекает и не «уводит» его — ни во внешней ситуации, ни в его прошлом опыте. Но такое на практике случается довольно редко.

 Получается странная картина: дети трех - пяти лет прекрасно понимают речь взрослых, но не умеют выполнить того, о чем их просят. И вовсе не из вредности и не потому, что не хотят слушаться. Дело в том, что речь еще не стала регулятором поведения. И никакие указания взрослого (не брать конфету, не трогать куклу, не ерзать, не чавкать и пр.), как правило, не помогают, так как указания эти гораздо слабее сложившихся двигательных стереотипов. Взрослый может много раз просить ребенка посидеть спокойно, и он конечно же согласится, пообещает. Но как только малыш увидит что-то интересное для себя, его поведением будет управлять уже не данное обещание, а более ощутимо воспринимаемые предметы. Нет, он не нарушает обещания, он просто еще не может контролировать свое поведение и подчинять его слову. Вот оттого-то нам, взрослым, часто не удается усадить детей за серьезное и поначалу интересное для них занятие.

И все-таки, можно ли как-то научить детей делать то, что для них нужно и полезно? Или хотя бы как заставить их несколько минут посидеть спокойно, чтобы не мешали другим?