структурное подразделение № 152

Консультация по экологии

 

МЕТОДИКА

ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

С ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ

Сложившееся на современном этапе развития дошкольной педагогики многообразие видов образовательных учреждений, программ воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.) дает педагогу установку на творчество, внедрение инновационных технологий, создание собственных оригинальных методических материалов. Непосредственное воспитывающее и обучающее воздействие на дошкольника многократно усиливается при создании педагогических ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

В дошкольном возрасте совершенствование содержания и методов всестороннего воспитания ребенка идет в основном по пути формирования элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных знаний и представлений об окружающей действительности. Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления окружающей действительности подчиняются закономерностям. А для этого необходимо формировать познавательную активность, стремление к познанию окружающей действительности.

Новые личностно-ориентированные задачи воспитания по­требовали изменения акцентов в организации деятельности дошкольника. Для педагога в дошкольном образовательном учреждении главным становятся не формальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка, а значит — и его личностному развитию. Только благодаря активной эмоциональной включенности дошкольника в познавательную деятельность новая информация становится для него подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.

Наблюдение сезонных изменений в природе — одно из важных направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, способствующее развитию восприятия, мышления, речи и тем са­мым обеспечивающее качественную подготовку к школе. При этом происходит:

—  знакомство детей с временами года и их названиями;

—  формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года (например, о том, что такое тепло, жарко, холодно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки и т.д.);

—  знакомство с биологическим циклом растений в разные вре­мена года (изменение окраски растений, появление почек, листьев, цветов, плодов, семян и т.д.);

—  знакомство с изменением поведения животных в разные времена года;

—  формирование представлений о труде людей в различные времена года (посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, уборка улиц и т.д.);

—  уточнение знаний о сезонной одежде, характерной для каждого времени года;

—  обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация и др.);

—  организация наблюдений за природными явлениями, изменениями погоды (вчера, сегодня);

—  воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года;

—  организация подвижных игр детей в различные времена года (катание на санках, лыжах, купание в речке, на море и т.д.).

Дети должны научиться:

—различать объекты живой и неживой природы;

—элементарно обследовать объекты живой и неживой природы;

—вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

—выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам с помощью вербальных и невербальных средств общения;

—сравнивать объекты природы в разные времена года по определенному плану;

—устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений;

—формулировать свое отношение к наблюдаемому и уметь объяснять, чем вызваны те или иные чувства;

— знать и называть основные признаки разных времен года, уметь выразительно их описывать.

Основной метод ознакомления детей с сезонными явлениями — наблюдение. Оно позволяет детям усвоить важнейшие закономерности природы.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное наблюдение— это чувственное познание и восприятие какого-либо объекта во всем его многообразии. Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях, на развивающих прогулках.

В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения важно использовать натуральные объекты окружающей действительности.

Так, например, ребята могут рассматривать сосульки в морозный день и в день оттепели. Взрослому необходимо обратить внимание детей на ее форму (сосулька конусообразная), цвет (прозрачная). Надо дать им попробовать сосульку на ощупь: для определения характера поверхности (гладкая, скользкая), температурных ощущений (холодная). Обязательно следует попросить каждого ребенка выразить словами, что он испытывает в тот момент, когда держит в руках сосульку, смотрит через нее на зимнее или весеннее солнце. Необходимо отметить, что сосульки появляются и растут в дни оттепели, когда на крышах начинает подтаивать снег. После выделения важных признаков  сосулек детям задаются вопросы проблемного характера. Такие вопросы способствуют формированию у ребят умения де­лать самостоятельные выводы (например: «Как получается со­сулька?», «Чем отличаются сосульки в морозный день и в день оттепели?»).

Организуя наблюдения подобным образом, педагог помогает детям закрепить знания о свойствах, качественных признаках воды, льда.

Для активизации познавательной деятельности при изучении явлений и объектов природы необходимо сочетать наблюдение с практической деятельностью. Так, знакомясь со свойством воды (превращение ее в лед), дети с удовольствием делают игрушки-украшения (на Новый год, Рождество, ко дню святого Валентина) из разноцветной замороженной воды.

Использование натуральных предметов при организации наблюдений:

1) способствует формированию реалистически правильного представления о предмете (дети выделяют его положение среди других предметов, определяют соотношение с ними по величине,

форме, запаху, вкусовым качествам, знакомятся с его назначением, естественной окраской);

2)      дает детям возможность действовать с новыми предметами, создает определенный эмоциональный настрой, что способствует более быстрому и прочному усвоению изучаемого материала;

3)     пробуждает у детей живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления.

В процессе наблюдений идет одновременно формирование познавательной и чувственной сферы, обогащается словарь детей и складываются конкретные представления. Так, при восприятии различных свойств предметов, различных явлений природы, сравнении их с другими свойствами и явлениями ребята учатся выделять наиболее интересные и значимые признаки, усваивают на практике, как отдельные явления живой и неживой природы находят свое отражение в определенных словах и образных выражениях родного языка. При правильной организации наблюдения за реальными явлениями и объектами природы у ребенка не только формируется обобщенное понятие о данном предмете или явлении, но и рождается личное отношение к объекту такого наблюдения.

Работая с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что образование понятий — процесс длительный и сложный, требующий большой целенаправленной работы.

Для того чтобы наблюдение носило развивающий характер, педагогу необходимо не только правильно спланировать собственную деятельность, но и детально продумать применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий.

Подготовка к наблюдению:

1)выбрать объект для наблюдения, хорошо изучить его свойства;

2)определить основную цель наблюдения, составить четкий план;

3)  провести предварительную беседу с детьми. Детям должно быть понятно, что они будут наблюдать и с какой целью. Например, педагог сообщает детям, что на экскурсии они будут наблю­дать, как изменилась природа с наступлением осени;

4)наметить вопросы для беседы, сопровождающей наблюдения детей;

5) определить объем работы по обогащению и активизации словаря детей и разработать индивидуальные лексические задания с учетом эмоционально-личностных особенностей и коммуникативных навыков каждого ребенка.

Наблюдение призвано стимулировать познавательную актив­ность детей, вызывать неподдельный интерес у каждого ребенка. Например, детям дается задание собрать опавшие листья. Педагог может провести игру «Кто больше соберет самых больших (маленьких) листьев каштана (дуба, клена и т.п.)?», попросить приду­мать короткую историю на тему «Что мне понравилось в осеннем лесу?».

Во время наблюдения должны происходить обогащение словаря дошкольников, его активизация, использование новых слов в самостоятельной речи, закрепление их в памяти. Для этого детям надо задавать вопросы, акцентируя внимание на новых для них в словах, стимулируя употребление новых слов или знакомых слов в новом для них значении. Уточняя высказывания малышей, педагог должен следить за использованием определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического оформления речи. Обращается внимание ребят на приметы, характерные для того или иного времени года, заучиваются поговорки, стихотворения.

В конце наблюдения надо обобщить то, что дети узнали в его ходе.

Опосредованное наблюдение— это восприятие какого-либо объекта через его изображение, например игрушку или картинку. Опосредованное наблюдение рекомендуется в случаях, когда предметы невозможно представить для непосредственного наблюдения (ледоход, вьюга, Дед Мороз, Снегурочка). В качестве наглядной опоры служат иллюстративный материал, игрушки, муляжи. Иллюстрации используют в работе и после того, как дети познакомились с натуральными предметами. Использование предметных, сюжетных картинок, призванное уточнить и активизировать сло­варь дошкольников, детально разработано в дошкольной педагогике (Л.Н. Павлова).

Основа словарной работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. В раннем возрасте детей учат сравнивать реальный предмет и его изображение на картинке приодновременном предъявлении и картинки и реального предмета. В дошкольном возрасте дети, как правило, видят только изображение, их учат узнавать предмет, т.е. сравнивать изображение с реальным предметом. Чтобы назвать картинку, ребенку надо вспомнить и ранее увиденный предмет, и ранее воспринятое слово. Таким образом, опосредованное наблюдение — это более сложный для ребенка вид восприятия.

Задача педагога — научить детей воспринимать эмоциональный смысл и содержательный контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от беспорядочного рассматривания к последовательному наблюдению, к выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов — выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображаемо­му предмету и явлению, активизируя при этом определенную груп­пу слов.

Задаваемые по картине вопросы не должны ограничиваться только ее основным содержанием, необходимо делать специальный акцент на воспитание у детей эмоционального сопереживания изображаемым событиям, умения выразить личное отношение к предмету или явлению окружающей действительности. Например, при рассматривании картины «У кормушки» ребятам задаются не только вопросы типа: Кто сделал кормушку? Зачем дети сделали кормушку? Какой корм дети приготовили для птиц? Куда дети повесили кормушку? Какие птицы прилетели? Почему дети спрятались за елку? Обязательно надо выяснить, хорошо ли делают дети, которые кормят птиц зимой, узнать, кто из детей делал кормушку или собирал крошки для птиц. Такие вопросы вызывают сопереживание у самых маленьких детей и, несомненно, способствуют переходу от формального «натаскивания» на определенные лексические темы к анализу явлений окружающей жизни и их творческому переосмыслению.

На начальных этапах обучения дети наблюдают отдельные явления природы, то или иное состояние растений, жизнедеятельность животных в разные времена года. Дошкольники должны усвоить, в какой последовательности и за какими объектами они должны вести наблюдения, чтобы охарактеризовать погоду (солнце, небо, облака, осадки, ветер), научиться сравнивать результаты наблюдений за одним и тем же объектом или явлением в течение небольшого промежутка времени.

В дальнейшем представления детей о временах года должны отражать не только характерные особенности каждого сезона, но и постепенные изменения, переход одного сезона в другой. Так, ребята наблюдают, как желтеет и опадает листва, увядают травянистые растения, постепенно наступают холода, исчезают насекомые и т.д., со временем усваивают основные отличительные признаки времен года, знакомятся с сезонным трудом людей. В итоге они получают первоначальные представления о влиянии явлений неживой природы на состояние растений и животных, т.е. приобретают круг элементарных знаний о взаимосвязи явлений и их причинной обусловленности. Параллельно проводится работа по формированию эмоционально окрашенного отношения детей к явлениям и объектам родной природы. Постепенно увеличивается степень самостоятельности и в наблюдениях за природой, и в умении выразить свои чувства и пережива­ния по этому поводу.

Важно помнить, что организация наблюдения (непосредственного или опосредованного) является важным, но не единственным способом ознакомления детей с явлениями родной природы. Не менее широко используются на занятиях в детском саду практические и словесные методы.

С помощью практических методов обучения, к которым отно­сятся элементарные опыты, моделирование и т.п., взрослые помогают ребятам установить связи между отдельными предмета­ми и явлениями природы, систематизировать полученные с помощью отдельных наблюдений знания, поупражняться в их применении.

Используя словесные методы (беседу, рассказ, чтение прозаических и стихотворных произведений о природе, творческое сочинение на заданную тему), педагог не только расширяет знания детей о природе родного края и других стран, но и воспитывает эмоционально положительное отношение к окружающему миру, любовь и восхищение красотой родной земли.

Одновременно проводится и работа по развитию речи детей-дошкольников. Так, например, сначала при описании сезонных изменений в природе дети применяют простые нераспространение предложения, затем простые распространенные и, наконец, в подготовительной группе — сложноподчиненные предложения. В этот период на основе приобретенных знаний и опыта дети могут самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять о них связный рассказ, используя опорные слова или план.

Большое внимание уделяется выделению отличительных признаков каждого месяца года и их лексическому описанию с помощью стандартных (клишированных) оборотов и выразительных средств (фразеологизмы, синонимы, слова с переносным значением). Так, ребята не только усваивают порядок чередования времен года, названия месяцев, но и учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, при знакомстве с сезонными явлениями природы целесообразно использовать различные игры. На занятиях, прогулках и в свободное время с детьми проводятся дидактические игры: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «Следопыт», «Узнай по звуку», «Ярмарка», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?», «Составь узор из осенних листьев» и т.д.

Приведем пример дидактической игры «Золушка».

Цель игры:закрепить знания детей о породах деревьев, развить умение различать листья деревьев.

Оборудование и оснащение:листья различных деревьев (дуба, березы, клена, рябины и т.д.), веточки этих же деревьев, стол, сту­лья.

Правила игры:все листья лежат на столе в смешанном виде. Детямпредлагается подобрать листья к определенной веточке.

 

На прогулках, на физкультурных занятиях проводятся подвижные игры с детьми: «Два Мороза», «Заморожу», «Поймай мяч» и др.

 

Например, закрепляя знания детей о приметах осени, можно провести подвижную игру «Поймай мяч».

Цель игры:закрепить знания детей об осени, потренировать детей выделять основные признаки осени среди признаков других сезонных явлений.

Оснащение:мяч.

Правила игры:дети становятся в круг. Ведущий называет признаки разных времен года, предлагает детям по очереди ловить мяч только в том случае, если назван признак осени.

 

Еще интереснее и доступнее становится знакомство с сезон­ными явлениями в природе, если оно проходит в форме игры, с богатым красочным наглядным материалом.

 

Например, при изучении времен и месяцев года, календаря, примет различных времен года можно использовать дидактическую игру «Круглый год».

Оснащение:крупные и красочные фоновые рисунки-картинки, изображающие времена года (осень, зиму, весну, лето), объемные фигурки 12 месяцев, оформленные в соответствии с их основными приметами (например, «Декабрь» одет в голубую шубу, так как он мягкий, доброжелательный; «Январь» — в красную, потому что он добрый, он особенно нарядный, так как в этом месяце много любимых детьми праздников — Новый год, Рождество; «Февраль» одет в синюю шубу, он колючий, немного сердитый, ведь в феврале особенно холодно, и поэтому очень трудно приходится птицам и животным).

Правила игры:с наступлением очередного времени года детям сообщается, что закончилась, например, осень. Взрослый рассказывает о наступлении зимы. В уголке времен года выставляется фоновая картина, отражающая основные признаки зимы, по которой дети и знакомятся с ними. Затем начинается знакомство с зимними месяцами. С этой целью выставляется объемное изображение первого месяца — «Декабря». В декабре дети изучают приметы и особенности именно этого месяца, заучивают стихи, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, слушают рассказы и сказки. В конце месяца все полученные знания обобщаются и закрепляются. Аналогично происходит знакомство со следующим месяцем.

 

С помощью игры «Круглый год» дети довольно легко усваивают достаточно сложный материал о временах года.

Знакомство детей с сезонными явлениями природы, с такими понятиями, как год, время, времена года, месяц, признаки и т. д., — процесс довольно сложный, так как нельзя взять в руки время, поиграть с месяцем... Решение этой нелегкой задачи значительно облегчат чтение рассказов, сказок, заучивание стихов, пословиц, поговорок, считалок, скороговорок. С помощью художественного слова у детей накапливаются знания о природе, воспитываются интерес к ней, а также умение чувствовать и понимать ее красоту, желание бережно относиться к этому бесценному дару. Используя богатство слова, надо сочетать его с непосредственным восприятием детей. Педагог должен заранее продумать, когда лучше прочитать то или иное произведение (например, до или после наблюдения). Необходимо подбирать такие художественные произведения, которые делают восприятие детей ярче, помогают им открывать новый мир, вызывают восторг, учат видеть красоту природы, воспитывают чувство любознатель­ности, наблюдательности.

Эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, воспетая в стихах образность природы помогает увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, еловых хороводов, пестрых лугов и испытать радость от встреч с прекрасным.

Ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремится потрогать, обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему его охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным.

Поэтическое описание природы помогает ребенку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались. Художественное слово делает восприятие детей ярче, вызывает у них любознательность. Заучивая стихи, слушая рассказы и сказки, знакомясь с народной мудростью (пословицами, поговорками, загадками, приметами и т.д.), дети быстрее запоминают времена и месяцы года, явления живой и неживой природы.

Используя слово как средство изображения, лучшие детские поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово вызывало зримое представление. Конкретная образность их произведений достигается мягкостью от преподнесения, обобщением наиболее характерных признаков, которые может заметить ребенок.

В поэзии природа раскрывается в «цветовой», композиционной характеристике образов с помощью:

— эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета («серебристый», «золотистый» одуванчик, «листья ярко-красные вянущих рябин»), определяющих тона, оттенки («темный лес», «прозрачные леса»), дающих яркую цветовую характеристику той или иной картины природы («белый,праздничный наряд»), подчеркивающих индивиду­альные особенности образа («тонкие иголочки», «пушистый»);

—  эпитетов-существительных, усиливающих эмоциональное восприятие образа, подчеркивающих его необычность, фантастичность, ярко характеризующих самые существенные признаки (зима — «чародейка», «волшебница»);

— метафор («поле снегом забелело»);

—глаголов в переносном значении («пришла», «рассыпалась», «повисла»);

—интонационных — помогающих понять контрастность меж­ду образами, противопоставление одних другим («Ели на опушке — до небес макушки»);

—повторений слов, усиливающих значение какого-то образа, подчеркивающих его уникальность («самый первый, самый белый»).

Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, а значит, усиливает мыслительную деятельность ребенка.

Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, создает яркие представления у детей, обогащает их лексику, развивает внимание, память, воспитывает интерес к наблюдениям. Дети должны воспитываться на доступных и красивых произведениях, как классических, так и современных.

Знакомясь с опоэтизированной природой, малыши начинают понимать ее красоту, у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь природу человек должен научиться с детства.

При выборе произведений о природе для чтения с детьми дошкольного возраста в первую очередь необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Перечень таких произведений и методика работы с ними широко известны педагогам дошкольных образовательных учреждений. В частности, можно использовать методические рекомендации Л.М. Маневцевой по работе с природоведческой книгой (подробнее см.: Маневцева Л.М. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992).

Организуя знакомство детей с художественным произведением, необходимо учитывать, что дошкольники чрезвычайно эмоциональны, поэтому художественная красота и выразительность отдельного текста может отвлечь их от логического анализа описываемых явлений и необходимости делать правильные выводы из сообщаемой с помощью художественного слова информации. С этой целью в нашем пособии мы кратко приводим наиболее важные сведения о сезонных явлениях в природе, которые педагог должен донести до своих воспитанников в ходе ознакомления их с родной природой и природными явлениями по материалам отечественной литературы.

Предлагаемые нами отрывки из художественных произведений и игры могут быть использованы при проведении занятий по развитию речи, тематических детских праздников и утренников, а также спортивных праздников в разное время года.

КРАТКИЕ ОПИСАНИЯ ВРЕМЕН ГОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Смена времен года происходит в результате годового обраще­ния Земли вокруг Солнца. В течение года изменяются высота Солнца над горизонтом, длительность светового дня, количество поступающей солнечной энергии и радиации.

В нашей стране, расположенной на огромном пространстве суши Евразийского континента, наблюдается выраженная закономерная повторяемость и последовательность смены времен года, что харак­терно для всех территорий Земли в умеренных широтах. В процес­се систематических наблюдений за явлениями природы ученые установили определенные сезонные закономерности в росте, раз­витии и состоянии растений и животных и составили календарь природных явлений, который отражает периодичность годового цикла погоды и изменения метеорологических элементов в каждое время года. Описания природных явлений приводятся для средней полосы европейской части Российской Федерации.

ОСЕНЬ

Астрономическим началом осени считают дни осеннего равноден­ствия — 21—23 сентября, когда день становится равен ночи. Концом осени считают 23 декабря — один из дней зимнего солнцестояния. Но в природе явления, характерные для осени, наступают и заканчиваются раньше и позже этих сроков. По другой версии, началом осени счита­ются первые заморозки на почве, а концом — замерзание прудов.

В сентябре обычно стоят ясные, теплые дни, холодные ночи и зори. Воздух сух, чист и прозрачен. Со второй половины октября начинается похолодание, исчезают кучевые облака, небо покрыва­ется низкими свинцовыми тучами. Воздух насыщается влагой, по­является туман. Лужи не просыхают. Падающий снег быстро тает. Дни становятся короче, а ночи длиннее и холоднее. В ноябре ус­танавливается пасмурная погода, дуют холодные ветры, замерзает земля, появляется лед на водоемах.

Перемена окраски листьев начинается с понижением темпера­туры. Если лето было жарким и сухим, то уже в конце лета можно видеть, как желтеют березки. Изменение окраски листьев гово­рит о том, что в них уже не вырабатываются новые органические вещества, а старые переходят в ствол дерева. Во время листопада листья с деревьев падают по-разному: у осины — стремительно и прямо вниз; у клена — долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опуститься на землю; у ясеня — как бы планируют в воздухе. Сбрасывание листьев спасает деревья от лишнего испа­рения воды и повреждений во время снегопада. А вот хвойным деревьям нет нужды избавляться от своих иголочек — они засу­хоустойчивы, малы, да к тому же покрыты восковым налетом, ко­торый пропускает очень мало влаги. В октябре лес уже стоит голый и только на дубе можно увидеть еще засохшие листья. С весны и до самых морозов цветут одуванчики, пижма, пастушья сумка, цикорий, полевые анютины глазки. Иногда вторично зацвета­ют осенью калужница, фиалка, дрема. У однолетних растений отми­рают стебель и корень, остаются лишь семена. А вот у многолетних травянистых растений корень остается, он сохраняется в подземных видоизмененных побегах — клубнях, луковицах, корневищах.

Личинки жуков, гусениц, бабочек забираются в мох, в щели и трещины коры, под камни и бревна.

Лягушки, жабы, ящерицы и черепахи с наступлением замороз­ков впадают в полное оцепенение.

Некоторые звери на зиму делают запасы. Хомяки, суслики, ле­тучие мыши, ежи погружаются в спячку. Бурый медведь и барсук, наевшись желудей и накопив жир, засыпают в своих берлогах. Лисы, зайцы и белки линяют.

Мелкие зверьки (мыши, крысы, ласки, землеройки) подбирают­ся ближе к жилью человека, здесь им легче найти кров и пищу.

Птицы улетают на юг. Ежегодные миграции — одна из интерес­нейших сторон поведения птиц. Перелеты позволяют птицам избе­гать неблагоприятных сезонных явлений. Большинство птиц лесной зоны средней полосы относятся к перелетным (ласточка, кукушка, кулик, цапля). Раньше всех улетают насекомоядные (ласточка, скво­рец, грач), последними — водоплавающие (утки, гуси). Некоторые птицы далеко не улетают, а кочуют в границах гнездовой области вида (снегирь, свиристель, дятел). Таких птиц называют кочующими. Птицы, живущие в пределах небольшой гнездовой территории, относятся к оседлым, например воробей, галка.

ЗИМА

Астрономическим началом зимы считают 22 декабря. В это время Северный полюс Земли больше, чем в другое время года, отклоняется от Солнца, посылающего на нее очень мало света и тепла. Конец зимы — 21 марта.

Началом зимы фенологи (ученые, изучающие сезонные явле­ния в природе) считают замерзание водоемов и установление прочного снегового покрова; конец ее относят к появлению проталин, что совпадает с прилетом грачей. Зима делится на два периода — мягкая (конец декабря и первая половина января) и холодная (на­чинается с середины января).

С началом зимы появляется лед на водоемах. В ноябре, как правило, устанавливается постоянный снежный покров. Первый снег обычно белый и рыхлый, так как состоит из кристаллов, про­странство между которыми заполнено воздухом. На окнах появ­ляются узоры — это тоже ледяные кристаллы, в которые превра­щаются при замерзании водяные пары. Снежинки, иней, измо­розь — это все замерзший водяной пар.

Сильный ветер во время снегопадов вызывает метели, пургу. В конце февраля — начале марта бывают предвесенние отте­пели. Тает на деревьях и крышах снег, начинается капель. Появ­ляются сосульки, снег тает и уплотняется.

С приближением зимы у растений северных широт наступает торможение роста, с чем и связана их низкорослость по сравне­нию с теми же породами, произрастающими в средних широтах. Зимой растения не размножаются, но под снегом сохраняются семена многолетних растений. После осеннего листопада большин­ство растений зимой стоят без листьев, однако некоторые растения не меняют листья в течение нескольких лет и даже зимой остаются зелеными. Такие растения называют вечнозелеными (ель, сосна). Озимые также остаются зелеными всю зиму, согретые снегом. Рыбы зимой впадают в оцепенение, в глубоких водоемах про­должают плавать.

Птицы, оставшиеся зимовать, питаются семенами и плодами деревьев, личинками насекомых. Зимой им трудно найти корм (особенно в гололедицу), и они часто гибнут, поэтому птиц надо поддерживать — подкармливать их.

В середине февраля у медведицы появляются двое-четверо очень маленьких медвежат.

ВЕСНА

Астрономическая весна начинается 21—22 марта, а заканчива­ется 22 июня. Для натуралистов весна начинается с прилетом гра­чей — 17—19 марта и условно делится на три периода: ранняя — до схода снега с полей (до середины апреля), средняя — до зацве­тания черемухи (до половины мая) и поздняя — до отцветания яблонь и сирени (начало июня).

Во второй половине марта заметно удлиняется день, ночь ста­новится короче. Солнце поднимается все выше и не только светит, но и хорошо прогревает землю. Снег становится рыхлым и начинает таять. Появляются первые кучевые облака, они возни­кают обычно утром или в полдень.

В первой половине апреля сходит снег с земли, появляются ру­чьи. В середине апреля обычно начинается ледоход, реки осво­бождаются ото льда.

В начале мая, как правило, бывает первая гроза. В это время и позже наступает внезапное похолодание с заморозками, от кото­рых страдают растения.

Деревья пробуждаются: начинается сокодвижение, появляются Молодые листья. Первыми во второй половине апреля зацветают ольха, орешник и верба, В конце апреля распускаются почки че­ремухи и березы; в первой половине мая — почки клена, желтой акации, яблони и груши, а потом — дуба и липы. Во второй поло-Вине мая зацветают черемуха, черная смородина, земляника, пло­довые деревья, сирень, рябина и большинство травянистых расте­ний. В последних числах мая созревают плоды осины и ивы, осы­паются лепестки у цветов сирени и яблони.

Одно из самых ранних травянистых растений — мать-и-мачеха. В лесу появляются подснежники, фиалки, пролески, ветреницы, Гусиный лук, медуницы, хохлатки. В середине мая зацветают оду­ванчики, ландыши.

Ранней весной пробуждаются насекомые, в стоячих водоемах начинают плавать рачки — циклопы и дафнии, лужи и канавки наполняются комарами. В половине мая появляются головастики.

Первыми из птиц прилетают грачи. Грачи — вестники весны. За грачами прилетают скворцы и жаворонки. Оживляются воробьи, во­роны, сороки: они громко кричат, строят гнезда, откладывают яйца, а в мае уже выкармливают птенцов. В начале апреля прилетают зябли­ки-самцы, появляются трясогузки, журавли, за ними прилетают дикие гуси и утки. В мае возвращаются ласточки, стрижи, мухоловки.

Ранней весной из берлоги выходит медведица с медвежатами. В это время они питаются муравьями, личинками насекомых, позже ловят лягушек, ящериц, из земли выкапывают луковицы, клубни растений. В конце мая появляются первые зайчата, бельчата, волчата. Взрослые звери линяют, шерсть их становится темнее.

 

 

ЛЕТО

 Астрономы считают началом лета 21—22 июня — самые длин­ные дни года. А натуралисты начинают отсчет с момента отцве­тания яблонь и сирени, а конец лета — с появления первого замо­розка на почве.

В начале июня часто еще возвращаются заморозки, тепло обычно становится во второй половине месяца.

В теплые дни по небу плывут красивые облака, разнообразные по форме и размеру. Они очень подвижны и изменчивы.

С середины июля и до середины августа — самое жаркое время. В это время часто бывают грозы с бурей, градом и ливнями.

Во второй половине августа начинает охлаждаться почва. Хотя дни стоят еще жаркие, но ночи бывают холодные.

Массовое цветение травянистых растений начинается в первый период лета. На лугу цветут красный луговой клевер, сине-фиоле­товыми кистями — мышиный горошек, колокольчик. Во второй половине июня зацветают рожь, пшеница, картофель, лен. На полях появляются сорняки: во ржи — васильки, в овсе — куколь, плетется по стеблям растений полевой вьюнок. В середине июля зацветают цикорий, зонтичная ястребинка, липа. В стоячих водоемах все лето цветут белые лилии, желтые кувшинки, водяные лютики. В первой половине июня цветут ночная фиалка, шиповник, малина и калина.

Во второй половине июня, раньше, чем у других растений, со­зревают плоды земляники; в начале июля поспевает черника, в се­редине — малина, красная и черная смородина, ранние сорта яб­лок; в августе появляются плоды у брусники, рябины, лесного ореха, начинают осыпаться плоды березы.

В конце лета созревают плоды множества травянистых расте­ний и начинается их рассеивание. Самое грибное время — конец июля и август. Собирать грибы луч­ше утром.

Когда на растениях раскрываются цветки, шмели, пчелы, мухи, осы, бабочки и жуки наполняют сады, леса и луга. С раннего утра копошатся они в цветках, отыскивая нектар (сок и пыльца). В садах и на огородах трудится божья коровка — она очищает куль­турные растения от тли. На лугу после сенокоса появляются слепни, оводы, мухи-жигалки. В жаркие дни громко стрекочут кузнечики, а по вечерам — сверчки. Недалеко от воды летают стрекозы, пла­вают жуки-вертячки, жуки-плавунцы, жуки-водолюбы, носятся кло­пы-водомерки, кружатся стайки комаров.

В июне продолжается нерест рыбы. В водоемах в это время много мальков. Вечером после захода солнца на охоту выходят лягушки и жабы, они уничтожают много вредных насекомых и улиток, чем помогают людям сохранить урожай. Птицы поют только утром и вечером, днем они заняты поиском пищи для своего потомства. Звери тоже заняты своим потомством. Летом появляются ежа­та, а у лосихи — молодые лосята, которые быстро растут.

ЗИМА

Народные приметы, пословицы и поговорки

 

Дым столбом — к морозу.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.

Кошка — в печурку, стужа — на двор.

Гусь лапу поджимает — к стуже.

Если днем был иней, днем снег выпадет.

Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже.

Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.

Зимой холодно — летом сухо и жарко.

Белее зима — зеленее лето.

Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду.

Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу.

Комнатные птицы молчат — холод еще простоит.

Перед теплом лошадь ложится, к морозу — стоит.

Белые облака зимой — к ветру, синие — к теплу.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

Береги нос в большой мороз.

Солнце — на лето, зима — на мороз.

Где снег, там и след.

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь — перелом зимы.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Не для лета изба рубится, для зимы.

Много снега — много хлеба.

Снег на полях — хлеб в закромах.

Холода не бойся, по пояс мойся.

Скороговорки

 

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

 

 

Было весело на горке

Сане, Соне и Егорке,

А Маруся не каталась —

В снег упасть она боялась.

 

 

Везет на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

 

 

В зимний холод

Всякий молод.

Считалки

 

Никак шоферу

Не въехать в гору.

В снегу дорога,

А груза много;

Круты вершины...

Слезай с машины!

 

 

Зябнет нос, идет зима.

В зимней сказке лес, дома.

Все поземкой замело —

Землю, поле и село.

 

Гуляй да присматривайся!

 

1.Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (Надо посчитать, сколько колец на срубе.)

2.Почему зимой многие звери и птицы жмутся к жилью человека? (Около жилья человека им легче найти пищу.)

3.Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все.)

4.Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Они спят в дуплах, на чердаках и в подвалах.)

5.   Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (Летучая мышь.)

6.   Пользу или вред приносит человеку синица, когда все насекомые спят? (Пользу: она разыскивает в щелочках коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и поедает их.)

7.   Пользу или вред приносит зимой человеку барсук?  (Ни пользы, ни вреда: зимой он спит.)

                             

ВЕСНА

Народные приметы, пословицы и поговорки

 

Вода с гор потекла, весну принесла.

В марте курица напьется из лужицы!

Увидел грача — весну встречай.

Снег скоро тает — к мокрому лету.

Март сухой, да мокрый май — будет каша и каравай.

Вода с гор потекла — весну принесла.

Вешние воды зиму не наставят.

Много воды — много травы.

Март — заря весны.

Раненько март веснянку затягивает — ненадежное тепло.

В марте и спереди и сзади зима.

Как в марте мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

Апрель с водой, май с травой.

Весенний дождь лишним не бывает.

Навоз отвезем, так и хлеба привезем.

Пахать — так не дремать.

Доброе семя — добрый и восход.

Ласточки прилетели — скоро гром загремит.

Ай-ай, месяц май: и тепел и холоден!

До первой грозы лягушки не квакают.

Май холодный — год хлебородный.

Май холодный — не будешь голодный.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Журавль летит высоко, видит далеко.

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.

Весна да осень — на дню погод восемь.

Верба распутицу ведет, гонит с речки последний лед.

                               Считалки

 

— Заяц белый,
Куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыко драл.

—Куда клал?

—Под колоду.

—Кто украл?

—Родион.

—Поди вон.

 

Мы весной сажали сад,

А Семен лежал у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семену не дадим.

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи, Семен, из сада!

 

Гуляй да присматривайся

 

1.Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный, так как он темный.)

2.Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки.)

3.Зачем грачи ходят по пашне? (Подбирают червей, личинки жуков и других насекомых.)

4.Кто раньше прилетает к нам — стрижи или ласточки? (Ласточки.)

5.Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечен? (В рощах и садах, в дуплах.)

6.Сколько крыльев у жука? (Две пары крыльев — жесткая верхняя и летательная нижняя.)

7.У кого уши на ногах? (У кузнечика в голенях передней пары ног.)

8.Весной или летом цветет сирень? (Весной: лето считается со времени отцветания сирени.)

 

 

ЛЕТО

Народные приметы, пословицы и поговорки

Паук усиленно плетет сети — к сухой погоде.

Паук забился в угол — к ветру.

Лягушки расквакались — к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда — к грозе.

Ласточки летают низко — перед дождем.

На кустах акации много пчел — перед дождем.

Вечером сильно стрекочут кузнечики — к хорошей погоде.

Сильная роса — к ясному дню.

Дождь сквозь солнце — к ненастью.

Радуга вечером — к хорошей погоде.

Радуга утром — к дождю.

Что летом родится, зимой пригодится.

Готовь летом сани, а зимой — телегу.

Летний день — за зимнюю неделю.

Клади по ягодке, наберешь кузовок.

Зернышко к зернышку — будет мешок.

Одна пчела много меду не наносит.

Не велик сверчок, а громко поет.

Кто рано встает, тот грибы себе берет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой!

Июль — макушка лета.

В июле на дворе пусто, а в поле густо.

Скороговорки

 

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы — домой.

 

Васякосилкосилкойспелыйовес.

 

Сеня вез воз сена.

 

Коля колья колет,

Поля поле полет.

 

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

 

У Аграфены и Арины

Растут георгины.

Гуляй да присматривайся

 

1.Какие ноги вырастают у головастиков раньше — передние или задние? (Задние.)

2.Как различить старого и молодого грачей по их носам? (У молодого грача нос черный, а у старого — грязно-белый.)

3.Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Она умирает.)

4.Куда «лицом» обращена головка подсолнечника в полдень? (К солнцу, т.е. прямо на юг.)

5.Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую — над самой землей? (Летая, ласточки ловят мошек, комаров и др. насекомых. В ясную погоду воздух сухой, и они поднимаются высоко над землей. В сырую погоду воздух тяжелый, полный влаги и не дает им подняться вверх.)

6.Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.)

 

 

 

ОСЕНЬ

Народные приметы, пословицы и поговорки

 

Гром в сентябре — теплая осень.

Октябрьский гром — к бесснежной зиме.

Осенью паутина — на ясную погоду.

От первого снега до санного пути — шесть недель.

В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.

Снег идет большими хлопьями — к ненастью и мокроте.

Первый прочный снег выпадает ночью.

Лебедь несет на носу снег.

Появились поздней осенью комары — будет мягкая зима.

Лето со снопами, осень с пирогами.

В осеннее ненастье

Семь погод на дворе —

Сеет, веет, крутит, мутит,

И ревет, и льет,

И снизу метет!

 

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

В ноябре зима с осенью борется.

Первый снежок – не лежит.

Не руби дрова

На траве двора!

 

Погода размокропогодилась.

 

Летят три пичужки

Через три пустые избушки.

 

Гуляй да присматривайся!

 

1.Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

2.Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы-выходы в муравейник и собираются сами все в кучу.)

3.Можно ли назвать паука насекомым? (Нет — у насекомых б ног, а у паука 8 ног.)

4.Куда исчезают на зиму лягушки? (В тину, ил, под мох.)

5.Что страшнее птицам — холод или голод? (Голод.)

6.Где зимой и осенью спят вороны? (В садах, в рощах, на деревьях, куда с вечера слетаются большие стаи.)

7.Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена, осины.)